Маркетри




Маркетри (от франц. marquer - размечать, расчерчивать) вид мозаики по дереву, при котором мозаичный набор выполняют из кусочков шпона разных пород древесины. Элементы мозаики врезают в шпон, служащий фоном, закрепляют бумажной лентой, смазанной клеем, и вместе с фоном наклеивают на поверхность изделия. Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. станка для производства пиленого шпона. С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева). В середине XVII в. во Франции впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку. Техника маркетри быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся ранее интарсию.В маркетри объединены два процесса: интарсия - врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы древесины или другого цвета и облицовывание - наклеивание всего набора на украшаемую поверхность изделия. Кроме врезки элементов мозаики в фоновый шпон существуют и другие способы выполнения маркетри. Если мозаика представляет собой простой геометрический рисунок типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур, то набор можно делать путем склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Такой набор получил название паркетри (от слова паркет).Если рисунок заполняет всю поверхность (фона нет или он незначителен по площади), элементы мозаики один за другим врезают и вклеивают в лист плотной бумаги (набор в бумагу), на которую нанесен контурный рисунок мозаики. Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона. Если требуется получить несколько однотипных орнаментальных наборов, то фон и рисунок вырезают одновременно с помощью лобзика. Два листа шпона, один из которых выбран для фона, а другой - для вставки, наклеивают на бумагу и накладывают один на другой, скрепив в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона наносят контур рисунка и выпиливают его лобзиком. Разъединив листы шпона, получают сразу два гнезда и две вставки, из которых изготовляют два набора, противоположных по цвету. Так как при этом способе элементы фона и рисунка вырезают одновременно, они плотно соединяются, обеспечивая высокое качество набора. Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхностиНемаловажную роль в развитии маркетри сыграл французский мебельщик Андре Шарль Буль (1642 - 1732), обогативший маркетри применением наряду со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра. Техника Буля заключалась в том, что наложенные одна на другую и зажатые в тисках пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) по нанесенному на верхнюю пластинку рисунку распиливали лобзиком или разрезали ножом. Соединяя элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки, Буль получал изящные переплетающиеся узоры из блестящего металла на фоне черепахового панциря.Будучи талантливым архитектором, художником и гравером, Буль проектировал мебель и выполнял все операции, связанные с ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие, выпускавшее мебель в так называемом стиле Буль. Эта мебель - крупные шкафы, комоды, декоративные столики, подставки и футляры для часов и др., отличающаяся строгой величавостью форм, богатством и безукоризненным качеством отделки, бережно хранится во многих музеях мира.Вслед за Булем во Франции работали выдающиеся мастера маркетри Жан Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер, которые использовали в наборах экзотические породы древесины - красное, розовое и фиалковое дерево, амарант, палисандр, пальму, лимонное дерево и т. д. В Германии в конце XVIII в. прославился безукоризненной техникой мозаичных наборов Давид Рентген, который выполнял не только наборы, украшавшие мебель, но и декоративные настенные панно. По художественной выразительности эти панно соперничают с живописными полотнами. Мозаика из дерева обладает высокими декоративными качествами. Теплотой цвета, богатейшим природным рисунком, мягкими благородными тонами древесины она приковывает внимание людей, доставляя большое эстетическое наслаждение.Способы выполнения инкрустации
Мозаика — способ выполнения из однородных или различных по материалу частиц (камень, стекло, керамическая плитка, дерево) орнаментальных или сюжетных изображений. Мозаика используется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий, монументальных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства; мебели, музыкальных инструментов, оружия, иногда при создании станковых картин.
Виды мозаики
1. Инкрустация — украшение изделия врезанными в его поверхность пластинок из металла, слоновой кости, перламутра и других материалов. При этом врезка (вставка) находится на одном уровне с украшаемой поверхностью и отличается от него цветом или материалом.
Способы выполнения инкрустации
Первый: вставка имеет большой размер и несложную форму.
Технология. Сначала вырезать вставку, наложить ее на изделие, оконтурить острым предметом и по полученному рисунку сделать выемку (гнезда), в которую вложить вставку.
Второй: на поверхность изделия нанести рисунок вставки, по контуру рисунка сделать неглубокий разрез.
Технология. Выбрать стамеской выемку с чуть скошенными ровными краями, подогнать рисунок. Закрепить вставку в выемке с помощью клея или мастики. Тщательно выровнять поверхность.
Примечание: Для лучшего сцепления на обратной стороне вставки и на дне выемки сделать насечки. В Древней Греции и Риме широко использовали инкрустацию для украшения изделий из дерева. В античную эпоху основным материалом для инкрустации была кость, обработка которой аналогична обработке твердых пород дерева. Украшения из кости представляли собой геометрические или растительные орнаменты, а также вставки в виде людей и животных.
Способ имитации инкрустации. Имитация инкрустации осуществлялась с помощью цветных паст, которыми заполняли углубления в древесине. Для того, чтобы сымитировать слоновую кость, черное дерево, малахит, бронзу — пасту готовили из цветных пигментов и смешивали с клеем.
Так как процесс инкрустации сложен и трудоемок, требует большого мастерства, он был вытеснен другими видами мозаики. Сейчас инкрустацию выполняют лишь при изготовлении небольших сувениров, реставрации старинной мебели.
                                                                                                                                     

 

статистика Rambler's Top100 раскрутка сайта в поисковиках, раскрутка сайта стоимость