Мастерская
Для начала рассмотрим простейший случай. В распоряжении маркетриста имеется кусок фанерки (шпона), напоминающий по
рисунку небо с облаками. На его базе он хочет сделать пейзаж и подбирает
другой кусок более темной фанеры, например ореха, похожий на изображение
земли. На одном из этих кусков, в зависимости от того что выгоднее по
рисунку древесины, проводится карандашом, а затем отрезается острым ножом
(рис. 278) линия горизонта. Эта заготовка накладывается на вторую фанерку, а
затем ищется наиболее удачное место перехода от земли к небу. Обе
прикрепляются к рабочей доске булавками, и тем же резаком по заданному
контуру прорезается вторая фанерка. Булавки вытаскиваются, фанерки с
обратной стороны подклеиваются по стыковочному шву кусочками липкой ленты (в
отдельных местах или по всему шву). Бояться наложения слоев бумажных
подклеек не следует, так как они все равно впоследствии
ошлифовываются. Затем плотность подгонки проверяется на просвет. Если есть широкие просветы, их нужно исправить повторным прорезанием рядом по новому месту или заделать вставками. Вставок тоже можно не бояться, только надо стремиться, чтобы по цвету они способствовали задаче соединения фанерок - выявлению цвета и рисунка пейзажа (в данном случае это может быть лес на горизонте, горы). Очень плотная подгонка необязательна: швы впоследствии заполнятся столярным клеем и не будут заметны. При этом надо бояться только швов соединения однотонных кусков, особенно светлых, например облаков на небе и т.д., так как такие швы, заполненные клеем, будут заметны. Добиваясь плотности подгонки швов, не следует наклонять резак. Он держится в вертикальной плоскости. И не надо стараться разрезать фанерку за один прием, лучше это делать за два-три раза. При соединении небольших кусков опытный резчик иногда не прибегает к помощи булавок, а прижимает соединяемые пластинки руками. Чтобы на выходе линии разреза фанерка не скалывалась, это место прорезается с нажимом на резак. В связи с этим следует заметить, что некоторые маркетристы используют при обрезании контура фанерки маленькие стамесочки, особенно если фанерка хрупкая, но ценная по цветовому сочетанию. Так что метод прорезания линии принципиального значения не имеет. Это тем более важно, что набор будет состоять не из двух или нескольких кусков, а, как правило, из многих, и первоначальные швы будут перекрыты новыми вставками. В иных случаях приходится придумывать специальные способы подгонки швов. Например, при монтаже полос лучей солнца на небе в пейзаже, выгодно было отрезать куски фанерок по линейке, а затем зачищать срез на плоскости напильника, так как резак ровной линии не давал (из-за деформации мягких прослоек древесины). Узкие полоски лучей подгонялись в форме клина, входящего в соответствующий вырез между широкими полосами, и вставлялись в вырезы так же, как клинья. Это давало возможность сделать художественный переход тонов солнечного света, не нарушаемый заметными швами Вернемся теперь к нашим соединенным фанеркам (земля и небо). Представим, что на горизонте нужно показать силуэтом лесной массив. Для этого его контур прорисовывается, вырезается гнездо и под него подкладывается другая фанерка подходящего цвета. Место и цвет ее подбираются, уточняются, затем все три фанерки в найденном сочетании прикалываются к рабочей доске, и по контуру гнезда вырезается требуемый участок леса. После этого он закрепляется в гнезде бумажными склейками. Набор заканчивается мелкими вставками, заменой уже ранее вставленных на новые и т.д., т.е. идет художественная цветовая подгонка кусочков древесиныПри выполнении набора в технике маркетри подгонка швов, как правило, не вызывает трудностей. А вот цветовое сочетание, композиция и рисунок являются предметом постоянного внимания. Особая трудность в наборе из дерева выражается в том, что после покрытия лаком древесина сильно изменяется в сторону потемнения, углубления тона, выявления текстуры. Маркетрист вынужден постоянно смачивать кусочек подбираемой фанерки, чтобы яснее представить ее будущий цвет после полировки и покрытия лаком. Все это накладывает сильные ограничения на живописную сторону работы в маркетри. Поэтому дальше мы рассмотрим другие приемы выполнения маркетри, позволяющие преодолевать указанный недостаток. В заключение начинающему мастеру можно дать следующие рекомендации: тонкие контурные линии и узкие полоски (ветви деревьев, штрихи, мелкие волны, рисунок решетки ограды и др.) делать как врезки в щели уже готового набора. Для этого от фанерки нужного цвета вдоль волокон отрезается узенькая полоска и загоняется в вырезанную в наборе щель соответствующей формы и ширины. Орех, например, позволяет получать и значительные изгибы этой полоски. Длинные линии могут сращиваться, при этом лучше с вариацией по цвету. Часто такие врезки выгоднее делать в уже наклеенный на основу набор. Для нанесения сложного рисунка из тонких линий можно применить гравировку, т.е. контурную резьбу: прорезать узкие канавки в шпоне на требуемую глубину. Затем канавки заполняются черной или цветной мастикой. В качестве черной мастики можно использовать столярный клей или клей ПВА в смеси с древесным углем. Для цветных мастик лучше всего подойдут художественные масляные краски, в которые для ускорения высыхания можно добавить сиккатив или олифу, а для увеличения вязкости - зубной порошок или тонкотертый мел. Бояться повеления краски от порошка не следует, так как мел в смеси с маслом теряет свой белый цвет и становится почти прозрачным. В качестве цветной мастики для гравировки можно использовать также гуашь или темперу. При этом учитывать надо, что при высыхании они дадут усадку, причем гуашь - в большей степени. Гравировка с применением мастики делается по предварительно покрытому лаком набору, чтобы можно было легко снимать с поверхности излишек краски, внесенной в гравировку. Некоторые мастера считают неэтичным в работе с древесиной применять в маркетри чужеродный материал. Эстетическая ценность маркетри будет ниже, если в наборе имеется цветовой диссонанс от применения отбеливающих или красящих веществ. Нарушится и технологический процесс, так как и отбеливание, и крашение (морение) связаны с последующими изменениями цвета, выгоранием. По этим же причинам нельзя считать эстетически оправданным для художественных произведений применение в маркетри рельефных аппликаций на переднем плане кадра, сделанных в виде вырезок из бересты, цветной бумаги, фольги, соломки, тополиного пуха и т.д., что иногда практикуется. Но те же рельефные накладки не из дерева, а иного материала могут дать дополнительный и интересный декоративный эффект в том случае, когда маркетри является частью композиционного ансамбля с применением других техник (резьба, интарсия, мозаика).Роль же узких канавок гравировки иная. Их контрастный цвет по отношению к фону делает невоспринимаемым для глаза зрителя характер материала, из которого они сделаны, в данном случае он для них безразличен. Они не мешают и восприятию общего поля маркетри как набора из древесины. Требуется соблюдать лишь условия грамотной технологии и применять невыгорающие, не изменяющиеся со временем по цвету, стойкости и надежности материалы, какими являются, например, масляные краски.По этим же мотивам можно считать приемлемым для изменения тональности отдельных элементов в маркетри или для нанесения рисунка (в меру) применение обжигания паяльной лампой и выжигания. Небольшое обжигание даст желаемое изменение цвета, но не изменит текстуру дерева, его характерные черты как материала. Обжигание делается некоторыми мастерами после наклейки набора на основу и его шлифовки, а иногда фанерка обжигается перед набором. Обжиг может особенно выручить в местах плавного теневого перехода какого-либо предмета. Поле набора вокруг обжигаемого участка закрывается вырезкой из фольги. При этом нельзя выпускать из-под контроля вопрос цветовой увязки обожженных частей с остальным полем маркетри. Светостойкость же обожженных участков не вызывает сомнений.Маркетри. Наклеивание набора на основу. Рекомендуемый для использования клей - столярный. Будучи полупрозрачным, он не оставляет заметных швов на стыках, прочно схватывает, позволяет делать некоторые исправления дефектов.Наиболее распространенной основой для приклеивания набора у маркетристов является соответствующего размера панелька многослойной фанеры хорошего качества толщиной 6-8 мм. Если же набор маркетри предназначен для украшения какого-либо предмета, он может быть наклеен на его плоскую, цилиндрическую или коническую поверхность, т.е. на развертываемую поверхность. Для выполнения маркетри на сферической поверхности нужны особые приемы, о чем будет сказано ниже.Описание простейшего случая наклеивания набора маркетри на плоскую деревянную панель (дощечку). Клеевой шов в первую очередь должен быть прочным во всех точках поверхности, так как в противном случае последующие шлифовка и полировка могут вызвать частичные отрывы приклеенного набора.Обработка поверхности набора. Шлифовка, полировка поверхности и покрытие ее нитролаком описаны в соответствующих разделах. Наиболее удобный и эффективный лак для маркетриста - нитролак НЦ-222. Он имеется в продаже, удобен в обращении, менее всего изменяет цвет древесины набора и легко полируется. Если поверхность набора предварительно хорошо выровнена и отшлифована, достаточно бывает около 10 слоев лака, но в некоторых случаях "прожоги" покрытия до древесины в процессе полировки и выравнивания поверхности заставляют наносить на набор до 20 слоев лака. |