Маркетри (инкрустация по дереву) — искусство для элиты








Искусство маркетри (инкрустация по дереву) стало известным еще много веков тому назад. Однако даже спустя столетия оно не утратило своей актуальности, даря миру удивительные по своей красоте изделия, способные украсить даже царские покои. О том, какое место сегодня занимает маркетри на современном рынке искусства, порталу AuctionLot рассказал Николай Серов, известный российский мастер инкрустации по дереву.

— Расскажите, пожалуйста, немного о себе и о том, как вы начали заниматься редким видом искусства — маркетри.

— Я родился в городе Сокол Вологодской области, в моем роду издавна были творческие личности. По рассказам отца, мой дед, который погиб на фронте в 1943 под Ленинградом, был известным краснодеревщиком. А бабушка занималась кружевоплетением (плела вологодское кружево) и считалась среди мастериц в своем деле одной из лучших. Ее работы шли только на экспорт. Мой отец – также всесторонне развитая личность, про него говорили: «Мастер золотые руки»

Мое увлечение различными видами прикладного искусства началось в школьные годы: гравюра по дереву, рельефная резьба, геометрическая резьба, чеканка, - все было интересно. Но по-настоящему сильное впечатление произвела на меня картина, которую я увидел, придя однажды в гости к другу. Это была небольшая работа на тему русских народных сказок, вырезанная из кусочков разных пород дерева и сложенная, как мозаика, в единое целое. Тогда меня удивило, как можно, используя только натуральное дерево без красителей, добиться игры цвета и подобрать текстуру??? Лишь спустя годы я узнал, что это было мое первое знакомство со стилем маркетри. Ушли годы и десятилетия на то, чтобы изучить этот вид искусства и овладеть им в совершенстве.

— Раньше в России могли заказать изделия с маркетри только очень состоятельные люди, сегодня ситуация изменилась или деревянная инкрустация по-прежнему доступна лишь элите?

— Действительно, раньше в царской России такие изделия могли позволить себе лишь очень богатые люди – граф Шереметев, Голицын, царь Алексей Михайлович и придворная знать. Как мне кажется, сегодня ситуация не изменилась. Истинная инкрустация доступна по-прежнему только элите, хотя новые технологии позволяют изготавливать упрощенные виды маркетри, но они далеко уступают ручной работе. Очевидно, что изделия, поставленные на поток, никогда не станут шедеврами высочайшего уровня.

— Как известно, это направление искусства получило наивысший расцвет в Европе, отличается чем-то российская школа маркетри от западно-европейской?

— Развитие российской школы маркетри было тесно связано с развитием этого искусства в разных странах Европы. Учителями российских мастеров были выдающиеся художники Италии, Франции, Голландии. Именно этим, на мой взгляд, объясняется отсутствие единого стиля, некая «многослойность», которая явилась отличительной чертой этого вида искусства в России. Мы смогли впитать лучшее из множества и создать из многообразия нечто свое.

— В царской России лишь единицы могли заниматься маркетри, этот вид искусства требовал особых знаний и таланта. Много ли сегодня мастеров, способных создавать шедевры из дерева?

— На сегодняшний день истинных мастеров, способных создавать шедевры из дерева - единицы, так как этот вид искусства требует усидчивости, внимания, знания различных пород деревьев, чувство вкуса, стиля и умения подобрать дерево по цвету, текстуре. Специалисты, которые увлекаются маркетри могут по именам назвать все, кто считается профессионалом в данном деле. У каждого мастера свой стиль, своя индивидуальность.

— Насколько сегодня популярны изделия, выполненные в стиле маркетри? Ведь они больше напоминают традиции ушедших веков и слабо сочетаются с современным дизайном.

— В последние годы, как я заметил, мода начала возвращаться. Инкрустация на мебели вновь становится популярной. Шпон применяется в украшении интерьера дорогих кабинетов, шикарных яхт. Картина настоящего мастера всегда займет достойное место и украсит любой интерьер — знатоки это оценят.

Почему продажа маркетри не так популярна в мире искусства, как, например, живописи? Существуют ли специальные аукционы, специализирующиеся на подобных предметах?

— Одной из причин малой популярности маркетри является малоизученность этого вида искусства. Большинство людей даже не слышали такого слова и не знают, что за ним скрывается. К тому же, настоящих работ и истинных мастеров – единицы. Старинные изделия с инкрустацией по дереву не выделяют в отдельную категорию при торгах, обычно они становятся лотами при продаже предметов интерьера, мебели.

Изделия, выполненные в технике маркетри, экспонируются в лучших музеях мира, старинные образцы представлены в Эрмитаже, Лувре и т. д. Где находится самое большое собрание маркетри?

Мне сложно говорить за всю Европу, но для жителей России я бы порекомендовал посетить Царское село, где выставлены весьма интересные работы.

Что бы вы посоветовали коллекционерам, которые хотят купить маркетри — на что следует обращать внимание, где искать эксперта, какие «подводные камни» могут ожидать при покупке?

— Коллекционерам, желающим приобрести маркетри, следует обратить особое внимание на используемые породы дерева. Они должны быть только натуральными. Современные технологии позволяют подкрашивать шпон, отчего, казалось бы, картина должна стать ярче, насыщеннее. Но это всего лишь иллюзия - натуральное есть натуральное. Подкрашено или нет – может определить лишь специалист очень высокого уровня. Также многие производители натуральных шпонов выдают за шпон файн-лайн (заменитель натурального шпона). Для эксклюзивных работ файн-лайн не допустим, так как он является лишь имитацией натурального шпона. В эксклюзивных работах используются только натуральный шпон и при том редких пород деревьев: кингвуд, лайсвуд, мовингу, платан, падук, и другие.

Спасибо за беседу!


                                                                                                                                     

 

статистика Rambler's Top100 раскрутка сайта в поисковиках, раскрутка сайта стоимость

 

 


Hosted by uCoz